?

Log in

 
 
27 Сентябрь 2010 @ 14:34
Попытки конструировать будущее  
Владимирская газета "ТОМИКС" опубликовала мой материал о новой модели управления городом.

НАШ ГОРОД. КОНСТРУИРУЯ БУДУЩЕЕ


Под катом полный текст.


Наш город. Конструируя будущее.

В это жаркое трудное лето наши городские депутаты, взвалив на себя ответственность и невзирая ни на какие сложности, отменив прямые выборы мэра города, сами того не желая, только обострили вопрос о том, как должен управляться наш город. Спасибо им за это смелое решение.
Теперь, когда граждане были вынуждены задуматься над этим вопросом, оказалось, что дело совсем не в том, как мы будем выбирать или назначать нашу власть. Дело-то совсем в другом: как заставить любую власть действовать в интересах граждан каждый день, а не только раз в четыре года перед выборами. А пока этого нет, нет и ясного видения будущего города у каждого жителя, зато есть неопределенность перспектив сити-менеджера. Ведь нас ждет не легкая прогулка в XXI веке - нас ждет совсем не дружественный прием, наш город будет вынужден развиваться в жесткой конкурентной среде, отвечая на жесткие вызовы экономической, политической, демографической и, как теперь выясняется, еще и климатической реальности.

Позволю себе кратко описать, как могла бы выглядеть модель управления городом, если бы мы поверили в то, что ее можно конструировать по нашему желанию.
С чего начнем? А с того, что закончим на время биться друг с другом. Прежде всего, нам всем надо договориться. Договориться о трех важных вещах.
Договорились. Что дальше?
А дальше, если все договоренности принимаются, логично вытекает главная цель - создание такой ситуации, когда основные направления развития города были бы согласованы с интересами граждан, обеспечены механизмами реализации и средствами контроля и диагностики.

Все очень просто. Есть интересы граждан, и именно на них должны основываться все решения в городе. Кто против? Да никто. Теоретически. На практике окажется, что согласовывать свои действия с мнением граждан не так-то и просто. Но этому можно помочь.
Например, так.
За полгода до выборов депутаты и общественники приглашают граждан к широкому обсуждению важнейших вопросов городской жизни. А ведь их у нас много… И про точечную застройку, и про благоустройство, и про организацию мест отдыха для летнего купания, и про детские сады и так далее.
В нашем общем будущем решение всех этих проблем лежит не только на плечах органов власти, но и зависит от мнения людей. И все знают, что итогом всей этой большой работы будет референдум, который проводится раз в четыре года и совмещен с выборами депутатов. Референдум, совмещенный с выборами, – отличная и почти бесплатная возможность узнать мнение граждан, пригласить их к решению важнейших вопросов, заинтересовать и активизировать население. Ведь наши политические партии нисколько не боятся мнения людей, а наоборот, заинтересованы в его выявлении и отстаивании.
Итак, начинается сбор и отбор самых острых проблем и формулировок вопросов, требующих общего решения. Этот отбор осуществляется в ходе публичных дискуссий, семинаров, собраний жителей, публикаций в прессе, встреч депутатов с населением. Любой гражданин города имеет право назвать свой вопрос или проблему, которую необходимо решить путем всенародного плебисцита.
В срок, определенный законодательством, запускается механизм референдума. Совет активных граждан города совместно с политическими партиями, депутатами определяют окончательные формулировки и порядок организации референдума.
Одновременно начинается цикл ежегодных отчетов депутатов, главы города и сити-менеджера перед гражданами. Депутаты отчитываются по заранее разработанным и предложенным им формам отчетов, содержащим набор понятных и простых критериев оценки деятельности власти. Отчеты проходят публично, открыто, с участием граждан, средств массовой информации, представителей политических партий и общественных организаций. Такие отчеты пользуются большой популярностью у граждан – во-первых, это интересно, остро и ярко, во-вторых, по итогам таких отчетов довольно легко сделать вывод о перспективах того или иного депутата на выборах, или оценить работу должностного лица, и самое главное, в-третьих, такие отчеты позволяют задать важный для гражданина вопрос ответственному лицу, а может, и решить проблему.

Работа по определению важнейших вопросов городской жизни, выносимых на референдум, отчеты руководителей города и депутатов формируют общую ситуацию перед выборами. Острые вопросы, вынесенные на референдум, привлекают граждан на избирательные участки: теперь именно от их голоса зависит решение поставленных проблем! Таким образом решается вечная проблема с явкой. Одновременно граждане голосуют и за депутатов, и за партии, причем исходя из заявленного отношения к вопросам референдума, и по итогам отчетов.
А кандидаты в депутаты знают, что в случае избрания через год их будут оценивать по открытым критериям и им предстоит первый отчет перед населением о своей работе, в том числе и по итогам тех обещаний и программ, которые они делают в ходе предвыборной кампании. То же самое ждет и главу города, избранного из числа депутатов, и назначенного сити-менеджера. В период между выборами ежегодные отчеты становятся нормой, внесенной в Устав города.
Жителям города довольно легко оценивать своих депутатов и руководителей города. Во-первых, есть стратегия развития города, понятный и простой документ, определяющий наше общее будущее. Во-вторых, есть разработанные критерии оценки, тоже понятные и доступные. В-третьих, большая работа проделывается на специальных экспертных семинарах, посвященных работе органов власти города. В-четвертых, и это самое главное, в период между выборами существует целый набор инструментов, позволяющих выяснить мнения граждан по широкому кругу вопросов. И депутаты активно этими инструментами пользуются, потому что все это позволяет им оперативно отвечать на запросы граждан и, значит, увеличивать шансы своего переизбрания. Политические партии также быстро оценили возможности этого механизма для формирования собственной политической программы и для управления проведенными в городской Совет депутатами. 
Наемный сити-менеджер из «гастарбайтера» и «менеджера по вызову» превращается в главного проводника признаваемой сообществом стратегии развития, что повышает предсказуемость городской политики, защищает от резких поворотов и изменений.

Много чего еще можно придумать, если не бояться смотреть в будущее и менять настоящее. Что-то получится, что-то нет. Но тем, кто придет после нас, будет уже легче, будет с чего начать. И это тоже результат. Ведь это наш город. Мы в нем живем и несем за него ответственность.
 
Роман Евстифеев, кандидат политических наук, г.Владимир


Об этой модели как раз и будем завтра говорить на Эеспертном семинаре "Владимир 2030", в 15.00 во Владимирском филиале РАГС.
.
 
 
 
Татьяна ЮжнаяTatiana Yuzhnaya on Сентябрь, 27, 2010 20:30 (UTC)
Удачи вам и нам всем!
Уже устроилась на работу и приходить днем не смогу, так что надеюсь, что в будущем рабочие семинары по новой модели управления городом станут открытыми и доступными широкой публике в вечернее время.
Роман Евстифеевevstifeev on Сентябрь, 27, 2010 20:35 (UTC)
Re: Удачи вам и нам всем!
Жаль, что вас не будет.
Хотя я уже сильно сомневаюсь, что что-нибудь получится. Они сами все испортили - http://evstifeev.livejournal.com/802216.html.
Боюсь, у меня уже нет возможности их понять и начать все сначала.